Обязанность исполнять обязательства надлежащим образом в соответствии с его условиями и требованиями законодательства не всегда исполняются сторонами договоров по разным причинам.
Учитывая важность задач, стоящих перед бюджетной системой Республики Беларусь, в целях обеспечения исполнения обязательств юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями, пунктом 2.3 Указа Президента Республики Беларусь от 02.12.2021 года №462 «Об особенностях осуществления расчетов» (вступит в силу с 04.09.2022 года) устанавливается законная неустойка (пеня) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств поставщиками, исполнителями, получившими за счет средств бюджетов предварительную оплату.
Размеры пеней заслуживают внимания и являются достаточным поводом для дополнительной оценки субъектом хозяйствования своих возможностей по надлежащему исполнению принятых на себя обязательств, предварительно оплачиваемых за счет бюджетов (местных и республиканского) Республики Беларусь.
Так, при поставке товара (продукции) пеня рассчитывается от суммы неисполненной части обязательств по поставке товара (продукции) исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь, увеличенной в 25 раз;
при выполнении работ, оказании услуг – от суммы неисполненной части обязательства по выполнению работ, оказанию услуг исходя из процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь, увеличенной в 10 раз;
при поставке товаров (продукции), выполнении работ, оказании услуг, произведенных (выполненных, оказанных) на территории Республики Беларусь по государственному оборонному заказу – от суммы предварительной оплаты исходя из ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования НБ Республики Беларусь.
05 марта 2020 года на заседании межведомственной экспертной комиссии по вопросам
совершенствования мер административной ответственности обсуждались первые
(черновые) варианты новых редакций КоАП и ПИКоАП, предложения в которые активно
вносились гражданами, организациями и государственными органами.
Как следует из сообщений БЕЛТА, работа по актуализации требований упомянутых выше
кодексов направлена, в том числе, на пересмотр критериев оценки эффективности
деятельности должностных лиц, ведущих административный процесс.
По мнению рабочей группы такие изменения обеспечат эффективность принимаемых мер
по защите жизней и здоровья граждан, соблюдению законности.
Так, на некоторых дорогах увеличен скоростной режим, оптимизировано использование
средств фото - и видеофиксаций дорожных нарушений. Рассматривается возможность
исключения ряда составов правонарушений из Особенной части Кодекса об
административных правонарушениях.
Ожидается, что итоговые КоАП и ПИКоАП будут целостными и системными,
отвечающими современным требованиям и обеспечивающими защиту граждан и
юридических лиц, в том числе, от необоснованного привлечения к административной
ответственности.
Законодательство (пункт 151 Правил электроснабжения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь №1394 от 17.10.2011 с последующими изменениями и дополнениями) Республики Беларусь обязывает потребителя электроэнергии (гражданина, в том числе индивидуального предпринимателя, организацию в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении которой находятся приборы, устройства) обеспечивать сохранность и целостность электроустановок, приборов учета и пломб.
Повреждение приборов учета электрической энергии, срыв пломбы, в том числе обнаружение представителем энергоснабжающей организации на приборах учета абонента или вводном устройстве пломбы, идентификационные данные которой не соответствуют данным, указанным в актах опломбировки, влекут за собой установление факта безучетного потребления электрической энергии, составление акта о нарушении правил электроснабжения (акта о самовольном (бездоговорном), безучетном потреблении электрической энергии) с последующим расчетом ущерба электроснабжающей организации, определенного как стоимость электрической энергии, рассчитанной, исходя из ее потребления в течение документально подтвержденного срока фактического присоединения оборудования, устройств, приборов, и их мощности в пределах срока исковой давности.
Поскольку общий срок исковой давности составляет три года, а методика расчета ущерба предусматривает учет мощности всех подключенных оборудования, устройств, приборов на момент обнаружения нарушения правил электроснабжения, размер рассчитанного ущерба может быть особо крупным и даже превышать стоимость самого объекта недвижимости, в котором установлен прибор учета электроэнергии.
Кроме того, статьей 20.10 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа в пятикратном размере суммы причиненного ущерба.
В целях предотвращения возможных спорных ситуаций с представителями энергоснабжающей организации и наступления ущерба, потребителям (абонентам) необходимо внимательно относится к процедуре опломбировки вводных устройств и приборов учета электроэнергии, проверять их целостность, сверять правильность данных установленных пломб и данных, указанных в соответствующих актах пломбировки и только после проведения осмотра и сверки подписывать акт, один экземпляр которого сохранить до следующей контрольной проверки. Также рекомендуется абоненту, при посещении рейдовой бригадой структурных подразделений филиала «Энергосбыт», требовать осуществления видеосъемки всего процесса проверки, начиная со входа в жилище или иное законное владение, непосредственно участвуя в процессе осмотра оборудования, устройств, приборов и пломб.
Со вступлением в силу с 01.01.2015 года пункта 2¹ статьи 178 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь в редакции Закона Республики Беларусь от 30.12.2014 №224-З граждане, получившие займы у физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, обязаны указать в декларациях о доходах и имуществе, представляемой по требованию налогового органа, такие займы, с которых исчисляется подоходный налог с физического лица, подлежащий уплате в сроки и порядке, установленные законодательством.
Частью 3 пункта 2¹ статьи 178 Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь закреплено правило, правило о том, что подоходный налог не исчисляется если заем погашен (возращен).
В некоторых случаях возникает вопрос о необходимости исчисления и уплаты подоходного налога с физического лица, который в соответствии с договором о переводе долга либо уступки права требования прекратил свое участие (выбыл из обязательства) по договору займа. Налоговые органы в таких случаях придерживаются позиции о необходимости исчисления и уплаты физическим лицом подоходного налога, а в случае, когда займодавец получит исполнения от новой стороны по сделке (нового кредитора или нового должника) плательщик будет вправе ставить вопрос о возврате уплаченной суммы подоходного налога.
Вместе с тем такая позиция государственного органа представляется не совсем оправданной.
Общая часть Налогового кодекса Республики Беларусь - ст.ст.36; 38; 41, связывает возникновения и прекращение налогового обязательства с определенными обстоятельствами. Поскольку подоходный налог исчисляется с физического лица, получившего заем, погашение займа может осуществляться не только путем возврата, но и другими способами прекращения обязательств, предусмотренными гражданским законодательством, полагаю, что при уступке права требования, сопровождающейся оформлением акта зачета встречного однородного требования, подтверждающего факт прекращения обязательства физического лица перед займодавцем по возврату денежных средств, не имеется оснований для исчисления подоходного налога. В данном случае обязательство по возврату займа прекращено, заемщик больше не имеет никакого отношения к отношениям сторон, никак не может влиять на исполнения ими друг перед другом взаимных обязательств и его налоговое обязательство не должно ставиться в зависимость от действий либо бездействий третьих лиц.
В целях защиты экономических интересов государства, реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, предупреждения, выявления и пресечения коррупционных преступлений налоговыми органами Республики Беларусь осуществляется активная деятельность по предъявлению письменных требований физическим лицам о представлении деклараций о доходах и имуществе.
Права и обязанности физических лиц при декларировании доходов и имущества закреплены в статье 14 Закона Республики Беларусь от 04.01.2003г. №174-З «О декларировании физическими лицами доходов и имущества».
В числе иных прав физических лиц вышеупомянутым Законом предусмотрено право на представление своих интересов в государственных органах (организациях), в том числе налоговых органах, самостоятельно или через своего уполномоченного представителя, в качестве которого может выступать адвокат, оказывающий юридическую помощь на профессиональной основе.
Актуальность точного соблюдения физическими лицами – гражданами Республики Беларусь, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, получившими в порядке, установленными актами законодательства Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание в Республики Беларусь, подтверждается положениями статьи 23.9 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях», текст которой приводится ниже.
Статья 23.9. Нарушение порядка декларирования доходов и имущества
1. Непредставление физическим лицом в установленный законодательством или в письменном требовании налогового органа срок декларации о доходах и имуществе в случаях, предусмотренных законодательными актами, либо указание в ней неполных или недостоверных сведений о доходах и (или) имуществе, подлежащих обязательному декларированию,
- влекут наложение штрафа в размере от пяти до пятидесяти базовых величин.
2. Те же деяния, совершенные повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такие же нарушения, - влекут наложение штрафа в размере от двадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией имущества, подлежащего декларированию, либо имущества, подлежащего декларированию, но не указанного в декларации о доходах и имуществе и (или) в отношении которого в декларации о доходах и имуществе указаны недостоверные сведения, либо без конфискации.
. Действующий Жилищный кодекс Республики Беларусь существенно изменил правовое регулирование вопроса выселения бывших членов семьи собственника жилого помещения, предусмотрев пунктом 2 статьи 95 возможность выселения таких лиц без предоставления другого жилого помещения по требованию собственника жилого помещения.
Вместе тем, вопрос разрешения споров о выселении вышеназванных лиц, связанных с переходом права собственности на жилые помещения в порядке наследования, является актуальной проблемой.
Поскольку из смысла п.3 статьи 1 Жилищного кодекса Республики Беларусь следует, что смерть или объявление умершим собственника жилого помещения не влекут утраты членами его семьи своего статуса, переход права собственности на жилое помещение, о котором возник спор, в порядке наследования к новому собственнику, не влечет выселения без предоставления другого жилого помещения по п.2 ст.95 ЖК Республики Беларусь членов семьи прежнего собственника жилого помещения.
Законом Республики Беларусь от 01.07.2014 №174-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам совершенствования судопроизводства в судах, рассматривающих экономические дела» установлены порядок и условия рассмотрения судами, уполномоченными рассматривать хозяйственные споры, жалоб субъектов хозяйствования и граждан на ответы на обращения в организации и индивидуальным предпринимателям.
Закрепление на законодательном уровне соответствующих норм, регулирующих правоотношения по судебной защите прав и законных интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан в сфере экономической деятельности при несогласии с ответом на обращение, является важной гарантией защиты прав, свобод и законных интересов компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки.
Вынесение экономическим судом законных и обоснованных решений по вышеупомянутым жалобам, будет способствовать досудебному разрешению некоторых споров, возникающих ввиду неправильного применения законодательства.
Согласно подпункту 1.1 Указа Президента Республики Беларусь от 16 мая 2014 года №222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и иными физическими лицами» индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц при осуществлении розничной торговли товарами, отнесенными к товарным группам, указанным в подпункте 1.1. пункта 1 статьи 296 Налогового кодекса Республики Беларусь, обязаны обеспечить с 01.07.2014 года наличие документов, подтверждающих приобретение (поступление) таких товаров, в местах их хранения, и при их перевозке (транспортировке).
Остатками товаров, имеющихся у индивидуальных предпринимателей, ввезенных в Республику Беларусь до 01.07.2014 года, разрешено торговать без подтверждающих документов до 01.03.2015 года, при условии составления и надлежащего оформления соответствующей описи таких товаров.Ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушения вышеуказанных требований законодательного акта (Указа президента №222 от 16.05.2014) предусматривается частью 4 статьи 12.17 Кодекса Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» в виде штрафа до пятидесяти базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от реализации товаров, или без конфискации. Административная ответственность по данной статье КоАП Республики Беларусь без конфискации применяется крайне редко.
Особое внимание индивидуальным предпринимателям следует обратить на действительность первичных учетных документов, оформляемых при приобретении товара у контрагентов, зарегистрированных в государствах-членах Таможенного союза. Если такие документы не будут иметь юридической силы (будет установлена их недействительность), ответственность индивидуального предпринимателя по части 4 статьи 12.17 КоАП Республики Беларусь наступит, не смотря на формальное наличие таких документов.